PostHeaderIcon Сенсорное развитие детей раннего возраста

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметно-развивающая

среда по сенсорному развитию

в группе раннего возраста.

(нестандартное  оборудование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

воспитатель 1 кв. категории

Моляренко Любовь Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Человеческое дитя – самое беспомощное из всех новорожденных в нашем мире. Но одновременно в нем заложена великая сила разума, чувств, которые, восполняя физическую беспомощность, выводят человека на высшую ступень эволюции.

Ранний возраст  -  особенный период становления  органов и систем ребенка и прежде всего, функций головного мозга. Функция головного мозга развивается в результате взаимодействия организма с окружающей средой.  Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения им зоны ближайшего окружения. Поэтому в этот период  детства особенно важна организация предметной среды.

Все, что окружает ребенка, должно быть  продуманно и рационально организованно, начиная от цвета стен и заканчивая игрушками и пособиями.  Дидактические игрушки и пособия имеют особое значение для психического  развития ребенка раннего возраста, так как действия  с предметами являются в этот период наиболее доступной формой приобретения знаний об окружающем мире. Действуя с предметами, разными по форме, цвету, величине, материалу, фактуре, звуковым свойствам, дети накапливают  чувственный опыт, что способствует:

- развитию сенсорных функций   (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);

- развитию мелкой и общей моторики, стимуляции двигательной активности;

- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, достижению релаксаци

Учитывая особенности развития детей 3 – го года жизни в группе оформлен  специализированный сенсорный стол, который представляет собойместо скопления развивающих игр на цвет, форму, величину, развитие мелкой моторики рук детей, а также нетрадиционный материал для ознакомления детей с фактурой разных материалов. При этом  игровой развивающий  материал на сенсорном столе постоянно меняется, ребенок имеет к ним свободный доступ в самостоятельной деятельности.

Для развития у детей умения осуществлять обследовательские действия, позволяющие анализировать признаки предмета, его свойства (форму, величину),   сравнивать предметы или их части между собой  предметно-развивающая среда группы оснащена башенками (пирамидками) одноцветными, окрашенные в основные цвета спектра, пирамидками из 6-8 толстых колец окрашенных в цвета спектра, мисочками – вкладышами из 10 и 4 штук, матрешками 2 – 3 – 4 местными,  кубами– вкладышами, развивающим пособием «Серпантинки»

Совершенствование мелкой моторики пальцев оказывает положительное воздействие не только на сенсорную сферу ребенка, но и на своевременное развитие речевого аппарата, так как между центрами, отвечающими за эти действия, в коре головного мозга существует прямая взаимосвязь.

Потребность в движении в этом возрасте является одной из самых основных. В группе созданы условия для двигательной деятельности малышей: горка, игрушки-каталки, массажные коврики, ребристые дорожки, коррегирующие дорожки и т.д.

Все эти пособия, игрушки, так называемые «стандартные», которые можно купить в магазине каждому желающему. С течением времени они надоедают детям,  становятся неинтересными. А так как, дети не умеют скучать, им требуется постоянно что-то трогать, наблюдать, рассматривать, чем-то заниматься – требуется новизна.

Чтобы существенно разнообразить, обновить и пополнить предметно-развивающую среду, мы с родителями изготовили различные нестандартные игровые пособия на восприятие цвета, формы, величины, фактуры, звуков, развитие тактильных ощущений и т.д.

Пособие «Копилки»- это  баночки четырех цветов с прорезями для больших и маленьких монет соответствующих цветам баночек. Данное пособие позволяет развивать у детей умения соотносить предметы (монетки)  по цвету, размеру.

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 Пособия «Гора самоцветов»,  «Грибочки»-эти пособия, позволяющие обучать детей соотносить  предметы по цвету (раскладывание разноцветных крышечек по ячейкам определенного цвета)

 

 

 

 

 

 

                                

                                    

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пособие «Бусы»- крупные бусины (косточки счетов) четырех цветов для нанизывания на шнурок,  для развития мелкой моторики рук, соотнесения однородных предметов  по цвету.

 

 

 

 

 

 Пособие «Цыплята» -– это баночки четырех цветов в виде цыплят  4 основных цветов  и крышечки  от бутылочек четырех цветов (зернышки для цыплят). Детям предлагается накормить голодных птенцов. Они любят зернышки определенного цвета.

 

 

Пособие «Жуки»- объемные овалы – жуки, подиум с овалами 4х цветов (вариант – квадраты с изображением овалов). Детям предлагается найти жукам домики соответствующего цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пособие«Божья коровка»  - объемная фигура, изготовленная из дермантина с наполнителем.  Способствует развитию навыка застегивания, развивает пальцевую моторику.

 

 

Пособия «Подушки»,  «Грибочки»; панно «Елочка», «Снеговик», «Грядка», «Полянка»,  «На лугу цветочки» - предназначены для развития мелкой моторики, формирования навыков застегивания и пристегивания,закрепления представлений об окружающем мире

 

 Подушка «Мальчик»

 

 

 

                           «Грибочки»

 

 

Подушка «Девочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

«На лугу цветочки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

                              «Снеговик»

 

 

         «Елочка»                                                                                                         

                              

           «Полянка»

 

 

 

        «Грядка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пособие «Волшебный коврик» - это напольный мягкий коврик, сшитый из клеенки с объемными  мягкими  вкладышами – геометрическими формами разного цвета, позволяющий закреплять у детей представления о форме и цвете.

 

 

 

 

 

Пособие «Курочка Ряба» -– это контейнер  от киндер - сюрпризов с различным наполнителем (крупы, семечки, фасоль, бобы, монеты, крупные бусины и т. д.) оформленное в виде погремушки. Способствует развитию у детей  звукового восприятия, мелкой моторики.

 

 

 

 

 

 

 

Пособие «Колючие дорожки» способствуетразвитию тактильного восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

  Пособие «Сенсомоторный ящик»способствует развитию тактильного и слухового восприятия, развитию моторики. В этом ящике  собран разнообразный природный и бросовый материал, который дети любят перебирать и ощупывать: наборы бумаги и тканей разной фактуры, шарики с разным наполнителем (горох, фасоль, бобы, макаронные изделия-рожки, ракушки, песок, мелкие крупы и т.д.) орехи, каштаны, желуди; предметы для массажа рук  - мячики с шипами, бигуди, природный материал (шишки, ракушки).

 

                          

                                   

                                            

                                      

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Нетрадиционное оборудование

                 для развития двигательной деятельности.

                                                                                                                                                            

 

                   «Дорожки коррегирующие» - используются для профилактики плоскостопия

 

 

 

 

 

 

 

 

Пособие «Ручеек» - используется при обучении детей перешагиванию, перепрыгиванию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пособие «Трансформер» - используетсядля перешагивания, перепрыгивания, подлезания и ползания. Её можно трансформировать: «солнышко», «лесенка», «ворота»,  «дорожка».